Чистый объем обратного выкупа акций американских нефинансовых компаний: анализ динамики и влияния на рынок

В анализе ликвидности и финансовых соотношений наибольшее значение имеет не валовый, а чистый объем обратного выкупа акций (байбеков), который определяется как разница между общей суммой выкупленных акций и вновь размещенных акций на рынке. Этот показатель более точно отражает реальный эффект байбеков на стоимость компании и рыночную капитализацию.

Что такое чистый байбек?

Для иллюстрации можно рассмотреть ситуацию с Microsoft: за последние 12 месяцев компания провела валовый байбек на сумму 17,2 млрд долларов, однако параллельно разместила акции на 2 млрд долларов. Таким образом, чистый байбек составил 15,2 млрд долларов. Этот показатель показывает реальный объем возвращенного акционерного капитала, что важно для анализа движения ликвидности.

Общий анализ чистых байбеков

Согласно обновленным данным за последние 12 месяцев, общий объем чистых байбеков для нефинансовых компаний США составил 681 млрд долларов (данные включают компании с отчетностью, начиная с 2011 года). Если учесть все нефинансовые компании, то этот показатель достигает 703 млрд долларов. До пандемии, максимальный уровень чистых байбеков был зафиксирован в первом квартале 2019 года и составлял 516 млрд долларов.

Тренды и прогнозы на 2024 год

В первом полугодии 2024 года чистый объем байбеков по всем компаниям (с отчетностью с 2011 года) вырос на 41,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя это значение все еще на 1,3% ниже, чем в первом полугодии 2022 года, и на 64,1% выше, чем в первом полугодии 2019 года. С учетом текущей динамики, чистый объем байбеков по итогам 2024 года может составить 770 млрд долларов для всех нефинансовых компаний, а если добавить финансовый сектор, эта сумма может превысить 800 млрд долларов.

Сравнительный анализ по секторам

Анализ данных за год, два года и пять лет, по итогам первого полугодия 2024 года, демонстрирует следующие изменения:

  • Без учета сырьевого сектора: рост на 48,6% за год, снижение на 3,9% за два года, рост на 52,5% за пять лет.
  • Без учета технологических компаний: рост на 27,3% за год, снижение на 17,4% за два года, рост на 52,9% за пять лет.
  • Без учета торговли: увеличение на 46,8% за год, на 7,4% за два года и на 72,5% за пять лет.
  • Без учета технологий и торговли: рост на 34,5% за год, снижение на 6,4% за два года и увеличение на 66,9% за пять лет.

Детальный анализ по секторам

При детальном анализе динамики байбеков в различных секторах можно выделить следующие тенденции:

  • Торговля: снижение на 11,9% за год, на 58,4% за два года, и на 10,2% за пять лет.
  • Медицина: рост на 17,3% за год, снижение на 26,3% за два года, и снижение на 10,3% за пять лет.
  • Потребительский сектор: увеличение на 43,9% за год, снижение на 5,5% за два года, рост на 94,9% за пять лет.
  • Промышленность и бизнес: существенный рост на 148,5% за год, снижение на 4,4% за два года, увеличение на 93% за пять лет.
  • Сырьевой и коммунальный сектор: снижение на 7,2% за год, рост на 40,8% за два года и резкий рост на 955% за пять лет.
  • Транспорт и связь: падение на 29,2% за год, на 27,8% за два года и на 22,3% за пять лет.
  • Технологии: рост на 61,3% за год, 25,4% за два года и 78,4% за пять лет.

Оценка влияния байбеков на рыночную капитализацию

Пять из семи секторов демонстрируют значительное снижение объемов чистых байбеков за последние два года, при этом рыночная капитализация этих секторов выросла в 1,5-1,6 раза за тот же период. Этот факт указывает на то, что рост капитализации компаний не всегда напрямую связан с увеличением обратных выкупов акций, и нынешняя рыночная динамика обусловлена другими факторами, а не исключительно байбеками.

Итоговый анализ

С учетом прогнозируемого объема чистых байбеков (до 800 млрд долларов для нефинансовых компаний и до 930 млрд долларов с учетом финансового сектора) в 2024 году, общий чистый возврат относительно рыночной капитализации составит лишь 1,6%. Это подтверждает, что чистый байбек не является главной движущей силой роста рынка.