С 1 декабря 2024 года ФАС России планирует увеличить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 13,8% в рамках индексации на 2025 год. Соответствующий проект приказа был представлен на федеральном портале нормативных правовых актов.
Изначально планировалось провести индексацию с 1 января 2025 года, но сроки были изменены. В пояснительной записке к документу указано, что в индексируемую базу включат действующие надбавки: налоговую надбавку (1,015), надбавку на капитальный ремонт (1,07) и надбавку на обеспечение безопасности (1,01). Эти надбавки сохранят свой целевой характер, и ОАО «РЖД» будет обязано предоставлять отчет о доходах и расходах, связанных с этими надбавками.
Проект также предусматривает, что с 1 декабря 2024 года понижающие коэффициенты (0,4 и 0,895) для экспортных перевозок угля больше применяться не будут.
Дополнительные меры включают индексацию тарифов на перевозку грузов в контейнерах на 5% в 2025 и 2026 годах (кроме перевозок в термических контейнерах), а также повышение тарифов на порожний пробег универсальных вагонов на 10% до конца 2025 года.
Планируется также поэтапное изменение понижающих коэффициентов на перевозки минерально-строительных грузов внутри страны. С 1 января 2025 года коэффициент будет повышен с 0,9009 до 0,9492, а с 1 января 2026 года этот коэффициент будет отменен.
Пресс-служба ФАС отметила, что повышение тарифов должно способствовать развитию железнодорожной инфраструктуры, повышению безопасности перевозок и удовлетворению растущих потребностей экономики.
Одновременно с грузовыми тарифами будет произведена индексация тарифов на пассажирские перевозки. Тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования вырастут с 1 декабря на 11,6%. Тарифы для пассажирских перевозчиков на использование инфраструктуры поднимутся на 10,2% в дальнем следовании и на 13,8% в пригородных перевозках.
Эти изменения направлены на обеспечение устойчивости железнодорожных перевозок и поддержку транспортной системы страны.