Федеральный бюджет в марте: рост доходов, спад нефтегазовых поступлений
По предварительным оценкам, в марте 2025 года федеральный бюджет России получил 3,71 трлн рублей доходов — это всего на 0,3% больше, чем в марте прошлого года. Однако динамика доходов оказалась неоднородной: нефтегазовые поступления сократились на 17,2% до 1,08 трлн рублей, а ненефтегазовые доходы замедлили рост и составили 2,62 трлн рублей (+10% г/г).
На фоне умеренного доходного прироста, расходы бюджета снизились до 11,2% г/г, достигнув 3,18 трлн рублей. Это замедление произошло после всплеска затрат в начале года, вызванного активным авансированием.
Несмотря на позитивное сальдо, бюджетный профицит в марте сократился до 527 млрд рублей по сравнению с 835 млрд в марте прошлого года.
Итоги первого квартала: тревожный дефицит и неравномерность поступлений
За январь–март 2025 года:
-
Доходы составили 9,05 трлн рублей, что на 3,8% выше аналогичного периода прошлого года.
-
Нефтегазовые доходы упали на 9,8% — до 2,64 трлн.
-
Ненефтегазовые, напротив, показали уверенный рост на 10,6%, составив 6,41 трлн.
-
-
Расходы выросли на 24,5% г/г — до 11,22 трлн рублей.
Бюджетный дефицит за три месяца составил внушительные 2,17 трлн рублей — почти в два раза больше запланированного на год дефицита в 1,17 трлн.
Шестимесячный разрез: углубление дефицита
За октябрь 2024 – март 2025:
-
Совокупные доходы достигли 19,47 трлн рублей (+7,5% г/г).
-
Поступления от нефти и газа — 5,45 трлн (-11,8% г/г).
-
Ненефтегазовые доходы выросли до 14,03 трлн (+17,5% г/г).
-
-
Расходы за этот же период составили 25,71 трлн рублей, что на 27,4% выше, чем годом ранее.
Как итог — дефицит бюджета взлетел до 6,24 трлн рублей, против 2,08 трлн годом ранее и 5,59 трлн в аналогичном периоде 2023 года.
Годовая картина: тревожный сигнал для фискальной стабильности
За последние 12 месяцев (апрель 2024 — март 2025):
-
Доходы — 37,04 трлн рублей (+15,1% г/г).
-
Нефтегазовые — 10,85 трлн (+7,2%).
-
Ненефтегазовые — 26,19 трлн (+18,8%).
-
-
Расходы — 42,4 трлн рублей (+26,2%).
Бюджетный дефицит достиг 5,36 трлн рублей, что значительно выше показателя прошлого года (1,44 трлн) и приближается к уровню 2023 года (6,69 трлн).
Фактически расходы уже превысили годовой план на 2,2%, тогда как доходы отстают от намеченных значений на 8%.
Прогноз: бюджетный баланс под угрозой
Чтобы сохранить запланированный уровень расходов, Минфину в оставшиеся девять месяцев года потребуется сократить траты на 3% г/г — даже в номинальном выражении. Снижение темпов роста доходов (в особенности из-за падения нефтегазовых поступлений) делает выполнение бюджетных параметров крайне сомнительным.
На текущий момент дефицит составляет 14,5% от всех доходов бюджета — уровень, приближающийся к «желтой зоне» фискального риска. Напомним, в периоды кризисов (2016, 2021, весна 2023 года) дефицит превышал 20–30% от совокупных доходов.
Вывод: экономическая активность под давлением
С учетом текущей динамики Минфину предстоит резко сократить «бюджетный импульс» — то есть стимулирующие государственные расходы. Это неизбежно отразится на темпах экономического роста, поскольку значительная часть деловой активности в России по-прежнему зависит от государственных вливаний.