ФРС и рецессия: маневры, противоречия и признание

Анализируя действия ФРС под руководством Джерома Пауэлла, сложно не заметить явные признаки противоречий в его заявлениях и реальных шагах, предпринятых в отношении денежно-кредитной политики.

В течение последнего года Пауэлл неоднократно подчеркивал необходимость балансирования между слишком быстрой и слишком медленной адаптацией политики. Однако именно его действия привели к резкому повышению процентной ставки – к самому значительному скачку за последние 35 лет. Такое изменение мы наблюдали только в периоды глубоких экономических потрясений – в 2020, 2008, 2001 годах и в начале 90-х, когда были либо рецессии, либо серьезные кризисы.

На своей последней пресс-конференции Пауэлл стремился убедить всех, что экономика США остается сильной и стабильной. Он подчеркнул, что «экономический рост устойчив, инфляция снижается, а рынок труда все еще остается сильным». Однако снижение ставки на 0,5% объясняется именно тем, что ФРС пытается справиться с инфляцией и контролировать охлаждение рынка труда. В итоге это привело к смене акцентов на возможное замедление экономики, а не на угрозы инфляции.

Печатный станок и инфляция

Если вернуться к событиям 2021 года, нельзя не упомянуть, что именно Джером Пауэлл активно поддерживал работу печатного станка, что привело к взрывному росту инфляции. В течение года он неоднократно заявлял, что инфляция носит временный характер и является результатом краткосрочных факторов. Однако при этом он продолжал поддерживать объемные вливания ликвидности в экономику, что лишь ускорило инфляционный процесс.

В итоге, инфляция к середине 2022 года достигла максимальных уровней за последние 40 лет, что заставило ФРС резко сменить курс и начать агрессивное ужесточение политики. Такое резкое изменение привело к подъему ставок до уровня, невиданного с начала 2000-х годов, создавая новые риски: раскол долговых рынков, кризис ликвидности и быстрое удорожание обслуживания долгов.

Манипуляции и непоследовательность ФРС

Основная проблема, с которой столкнулась ФРС, – это отсутствие четкой и последовательной стратегии. Когда фондовые рынки росли рекордными темпами, ФРС пыталась сыграть роль «жесткого и решительного регулятора», несмотря на то, что еще не осознавала всех последствий своих действий. Изначально, когда рост экономики позволял проводить ужесточение, ФРС выбрала путь бескомпромиссной борьбы с инфляцией. Однако это привело к негативным последствиям на долговых рынках.

Логика подсказывала, что с началом 2024 года следовало бы действовать более мягко, снижая ставки по 0,25% на каждом заседании или с небольшими паузами. Но на практике все вышло иначе. В июньском прогнозе ФРС практически отказалась от планов по смягчению политики: если весной планировалось снижение ставки до 4,6% к концу года, то в июньском прогнозе эта цифра скорректировалась до 5,1%. А к сентябрю прогноз вновь изменился – ожидалось снижение до 4,4%, что дало повод сомневаться в последовательности и решимости ФРС.

Причины спешки и изменений в политике ФРС

Непоследовательность действий ФРС объясняется панической реакцией на деградацию долгового рынка и быстрое накопление долговых проблем. Рынки капитала были подвергнуты экстремальным стрессам из-за роста стоимости обслуживания долгов. В условиях этого давления ФРС была вынуждена пересмотреть свою политику и снова начать снижение ставки, хотя еще недавно обещала быть «жесткой и решительной».

Вывод

Действия и риторика Джерома Пауэлла и ФРС в целом оставляют впечатление, что регулятор больше реагирует на внешние факторы и давление со стороны рынка, нежели придерживается собственных прогнозов и стратегии. В то время как Пауэлл пытался убедить общественность в стабильности и силе экономики, сами действия ФРС указывают на опасения и неуверенность в будущем развитии ситуации.

Вместо последовательного и системного подхода мы наблюдаем хаотичные попытки сбалансировать инфляционные риски и угрозу экономического замедления. В конечном итоге такие резкие колебания могут привести к еще более серьезным экономическим потрясениям и подрыву доверия к самой ФРС и ее способности управлять экономикой.