Минпромторг России планирует продлить отсрочку уплаты утилизационного сбора для автоконцернов, заключивших специальные инвестиционные контракты (СПИК), на конец года и в 2025 году. Соответствующий проект постановления уже разработан министерством.
Продление сроков уплаты утильсбора стало популярной мерой в последние годы и направлено на поддержание ликвидности в автопроме. Действующая также в 2024 году, эта отсрочка помогает компаниям высвободить средства для решения текущих задач и инвестиций.
Многие автопроизводители поддерживают такую инициативу. Например, «АвтоВАЗ» неоднократно выражал публичное одобрение этой мере. Глава компании Максим Соколов в мае заявил, что продление отсрочки по утильсбору позволит предприятию профинансировать инвестиционную программу в размере 50 млрд рублей. Также он отметил значительную долговую нагрузку перед банками, которая в текущем году составила 20 млрд рублей.
Согласно проекту Минпромторга, компании с СПИК смогут оплатить утилизационный сбор за IV квартал 2024 года и за I-III кварталы 2025 года до середины декабря 2025 года, что предоставляет им необходимую финансовую гибкость для планирования расходов и инвестиций.
По прогнозам, доходы от утилизационного сбора за транспортные средства, произведенные как на территории России, так и импортированные, будут расти. В этом году сбор превысит 1 трлн рублей, а в 2025 году ожидается удвоение суммы до более чем 2 трлн рублей. В частности, сбор с произведенных в России автомобилей в 2024 году составит порядка 400 млрд рублей, а в 2025 году – более 870 млрд рублей; для импортных транспортных средств показатели также увеличатся, достигнув почти 1,2 трлн рублей к 2025 году.