Tesla в 2024 году: отчёт о достижениях и вызовах

Tesla остаётся одной из самых дорогих компаний в мире, несмотря на потерю темпов роста с середины 2023 года. Рыночная капитализация производителя электромобилей оценивается в 1,3 трлн долларов, что превышает совокупную стоимость ведущих автопроизводителей.

Оценка компании на фоне конкурентов

Хотя Tesla продолжает доминировать на рынке электромобилей, её рыночная оценка остаётся в разы выше традиционных автопроизводителей:

  • Toyota Motor – 0,84
  • Mercedes-Benz – 0,42
  • Porsche – 1,45
  • Volkswagen – 0,16
  • BMW – 0,33
  • GM – 0,28
  • Honda – 0,32
  • Ford – 0,22
  • Stellantis – 0,22

Tesla производит качественные автомобили, но их превосходство перед конкурентами, такими как Mercedes-Benz и BMW, остаётся спорным. Однако, компания продолжает торговаться в 50-100 раз дороже традиционных производителей.

Рост капитализации и влияние Маска

Значительный рост стоимости Tesla совпал с тем, что Илон Маск стал со-президентом, что дало ему определённый политический доступ. Это привело к восприятию среди инвесторов, что бизнес Маска сможет воспользоваться государственными ресурсами США. Влияние самого Маска и его бренда способствовало долгосрочному привлечению внимания и капитала.

Финансовые показатели Tesla в 2024 году

Несмотря на амбиции, автомобильное подразделение Tesla столкнулось с серьёзными вызовами. Годовая выручка сократилась до 77,1 млрд долларов (-6,5% год к году), а в четвёртом квартале 2024 года она составила 19,8 млрд долларов (-8,2% год к году).

Максимальные темпы роста выручки наблюдались в декабре 2023 года, однако с середины 2022 года рост начал резко замедляться. Тем не менее, за последние пять лет компания показала внушительный рост — почти в четыре раза (с 20,8 млрд долларов).

Драйверы роста

Компенсация слабых показателей основного бизнеса частично обеспечивается за счёт:

  • Сервисных услуг – 10,5 млрд долларов (+26,6% год к году, против 1,5 млрд пять лет назад).
  • Подразделения Energy and Storage – 10,1 млрд долларов (+67% год к году, против 2,2 млрд пять лет назад).

Маржинальность бизнеса

  • Автомобильный сегмент: 18,5%
  • Услуги: 5,8%
  • Энергетика и хранение энергии: 26,2%

Ключевые финансовые показатели

  • Общая выручка: 97,7 млрд долларов (+0,9% г/г, +19,9% за два года, +297,5% с 2019 года).
  • Чистая прибыль: 7,09 млрд долларов (-52,7% г/г).
  • Операционный денежный поток: 14,92 млрд долларов (+12,6% г/г).
  • Капитальные затраты: 11,35 млрд долларов (+27,5% г/г).

Акции, дивиденды и байбек

Tesla никогда не выплачивала дивиденды и не осуществляла обратный выкуп акций. Наоборот, компания активно размещает новые акции на рынке, что размывает доли инвесторов. За 10 лет компания привлекла 20,5 млрд долларов от размещений, за 5 лет – 15,4 млрд долларов, за 3 года – более 2 млрд, а за последний год – почти 1 млрд долларов.

Основные вызовы Tesla

  1. Снижение поставок – впервые в истории компании годовые поставки автомобилей упали на 1,1% до 1,79 млн единиц.
  2. Рост конкуренции – китайские и европейские производители наращивают присутствие на рынке электромобилей, в то время как модельный ряд Tesla (Model 3/Y/S/X) устаревает.
  3. Снижение средних цен – падение доходов от продажи автомобилей на фоне роста затрат на новые разработки.

Ставка на ИИ и робототехнику

Tesla стремится расширить своё присутствие за пределами автомобильного рынка. Компания активно разрабатывает роботов Optimus, с перспективой запуска коммерческих поставок в 2026 году. Однако, учитывая традиционные задержки инновационных проектов Tesla, реалистичный срок появления этих решений на рынке – 2028-2029 годы.

Перспективы

Tesla находится в переломной точке. Автомобильный бизнес столкнулся с давлением, но направление в области энергетики, ИИ и робототехники может стать новым драйвером роста. За развитием Tesla и проектами Илона Маска всегда интересно наблюдать, так что ближайшие годы обещают много аналитики и неожиданных решений.